МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФИЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕННОЕ на

УТВЕРЖДАЮ:

педагогическом совете ПРОТОКОЛ №_2_
от «30» 08.2017г.

Директор школы
М.М.Курбанов

УЧЕБНЫЙ ПЛАН №1
МКОУ «ФИЙСКАЯ СОШ»
НА 2017 - 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

2017 г.

Республиканский базисный учебный план и примерные
учебные планы для образовательных организаций Республики
Дагестан, реализующих программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования, на 2017/2018
учебный год
ПОЯСНИТЕ ЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие положения
Республиканский базисный учебный план является основным
нормативным документом, определяющим содержание образования
общеобразовательной школы. Он разработан с учетом требований Закона
РФ «Об образований в Российской Федерации» на основе Федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего общего образования, Федерального
базисного учебного плана, а также директивных документов об
образовании.
Учебные планы муниципальных, государственных, частных
образовательных организаций всех типов, реализующих программы
начального общего, основного общего и среднего общего образования, в
свою очередь, формируются
и финансируются на основе
республиканского базисного учебного плана.
Учебные планы образовательных Организаций могут быть разными
в зависимости от специфики реализуемых ими образовательных
программ и наименований образовательных организаций (лицеи,
гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.).
На основании Конституции РФ, Конституции РД, Закона РФ «О
языках народов Российской Федерации», Закона РФ «Об образовании в
Российской Федерации», Закона РД «Об образовании в Республике
Дагестан» базисный учебный план для общеобразовательных
организаций представлен в двух вариантах.
Учебный план (вариант №1) с родным (нерусским) языком
обучения рекомендуется для школ с мононациональным составом
учащихся, чьи родители выбрали в качестве языка обучения и воспитания
в 1-4 классах родной язык учащихся. В этих школах учащиеся I-IV
классов обучаются на родном (нерусском) языке, а русский язык
изучается как предмет; с V по XI класс языком обучения в этих школах
является русский язык, а родной язык изучается как предмет.
Учебный план (вариант №2) с русским (неродным) языком
обучения предназначен для школ со смешанным национальным составом
учащихся, в которых с I по XI класс обучение осуществляется на русском
языке, а родной язык изучается как предмет.
Основные образовательные программы начального общего,
основного общего, среднего общего образования должны обеспечивать

реализацию

1

Федерального государственного образовательного стандарта с учетом
региональных, национальных, этнокультурных особенностей республики,
образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Республиканский базисный учебный план распределяет учебное
время, отводимое на освоение предметов федерального и национальнорегионального
компонентов
государственного
образовательного
стандарта по классам, образовательным (предметным) областям и
учебным предметам, неделям, а также определяет максимально
(предельно) допустимый объем учебной нагрузки учащихся по ступеням
общего образования и учебным годам.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго
поколения вводятся поэтапно. В текущем учебном году по новым
стандартам второго поколения обучаются учащиеся 1-VI классов. С 1
сентября 2017 года на новые стандарты перейдут седьмые классы.
Содержание образования в общеобразовательных организациях
определяется образовательной программой, на основе которой школа
составляет свою образовательную программу. Учебный план является
составной частью основной образовательной программы школы.
Количество часов на изучение учебных предметов определяет
образовательная организация с учетом часов, предусмотренных базисным
учебным планом, включенным в примерную основную образовательную
программу.
Базисный учебный план состоит из двух частей - обязательной
(инвариантной) части и вариативной части, которая формируется
участниками образовательных отношений и включает в себя внеурочную
деятельность.
Обязательная (инвариантная) часть учебного плана устанавливает
базовый минимум содержания образования на всей территории России,
определяет минимальное количество часов на изучение образовательных
областей, нормирует и определяет стартовые возможности получения
образования
выпускниками
общеобразовательных
организаций,
необходимого для продолжения образования на следующей ступени
непрерывного образования на всей территории России.
Национально-региональный компонент вариативен, определяет
региональные проявления тех сущностей, которые раскрываются в
инвариантном содержании. Он закладывает основы формирования у
каждого учащегося знаний о своеобразии своего региона, способствует
формированию личности, которая ставит целью своей деятельности
развитие и процветание малой Родины и России в целом.
Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию

регионального и школьного компонентов, учитывая личностные
особенности, интересы, склонности учащихся. За счет вариативной части
реализуется пред профильная подготовка учащихся основной школы,
введение элективных учебных предметов.
2
Часы компонента образовательной организации используются для
изучения курсов по выбору, факультативов, проведения индивидуальных
и групповых занятий
по предметам
как
федерального, так и регионального компонентов.
Вариативная часть учебного плана также предполагает
обязательность ее выполнения.
При организации, планировании и проведении уроков по предметам
этнокультурного образования (национально-регионального компонента)
не рекомендуется заменять уроки по предметам этнокультурного
образования занятиями (уроками) по другим предметам.
Согласно Федеральному государственному образовательному
стандарту обязательная часть основной образовательной программы
определяет содержание образования общенациональной значимости и
составляет 2/3, а часть, формируемая участниками образовательных
отношений, -1/3 от общего объема основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность организуется по направлению развития
личности
(духовно-нравственное,
спортивно-оздоровительное,
социальное, обще интеллектуальное, общекультурное) в таких формах,
как спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая
работа, научно- практические конференции, общественно полезные
практики, олимпиады и в других формах, отличных от урочной,
добровольной основе и в соответствии с выбором участников
образовательного процесса.
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в
основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную
деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно,
исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых
результатов реализации основной образовательной программы на
основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей),
а также имеющихся кадровых, материально-технических и других
условий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Российской Федерации
«Об образовании в Российской Федерации» финансирование внеурочной
деятельности осуществляется за счет средств, выделяемых из
республиканского бюджета местным бюджетам в виде субвенций в
размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных
программ в соответствии с нормативами, установленными нормативными
правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Образовательная организация определяет список учебников в
соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников,

рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации
указанных образовательных программ.
Если основная образовательная программа образовательной
организации предусматривает использование учебников, не включенных
в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность
завершить изучение предмета с использованием учебников,
приобретенных до вступления в силу приказа Минобрнауки РФ от 31
марта 2014 года №253 об утверждении федерального перечня учебников.
Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут
использоваться другие учебные издания, являющиеся учебными
пособиями.
Язык
обучения
(изучения)
определяется
локальными
нормативными актами образовательной организации в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Согласно базисному учебному плану РФ и ФГОС изучение родного
языка возможно в рамках обязательной предметной области «Родные
языки и литературное чтение» (I-IV классы), «Родной язык и литература»
(V-X классы), которые входят в обязательную (инвариантную) часть
учебного плана. Следовательно, изучение родных языков и литератур
носит обязательный характер. Но при расчете часы, отведенные на
преподавание «Родного языка и литературы», засчитываются в
национально-региональный компонент и(ли) компонент образовательной
организации.
Кроме того, согласно Закону РД «Об образовании в Республике
Дагестан», в государственных и муниципальных образовательных
организациях с русским языком обучения обеспечивается изучение
родных языков народов Дагестана как обязательного предмета» (статья
10, п.4).
В сельских, особенно в мононациональных школах, куда поступают
дети, не владеющие или слабо владеющие русским языком, в качестве
языка обучения рекомендуется родной язык учащихся до IV класс
включительно (см. постановление Правительства РД от 15 октября 2015 г.
№ 289).
Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе
определяется образовательной организацией самостоятельно. При этом
учебный план с углубленным изучением отдельных предметов
предполагает его реализацию в условиях шестидневной учебной недели.
Объем максимально допустимой нагрузки учащихся в течение дня
должен составлять:
- для учащихся 1-х классов - не более 4 уроков, и один день в неделю
- не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для учащихся 2-4 классов - не более 5 уроков, и один день в неделю
- 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной

неделе;
- для учащихся 5-6 классов - не более 6 уроков;
- для учащихся 7-11 классов - не более 7 уроков.
Продолжительность урока (академический час) во 2-11 классах не
должен превышать 45 минут.
Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, IIIV классы - не менее 34 учебных недель. По решению органов
управления
4
образованием и образовательных организаций продолжительность
учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных
недель. Продолжительность урока в I классе в сентябре-декабре - по 35
минут, в январе-мае - по 45 минут. Учебные занятия проводятся в I классе
по 5- дневной учебной неделе и только в первую смену без балльного
оценивания знаний обучающихся и без домашних заданий. В сентябреоктябре учебные занятия в I классе проводятся по 3 урока в день по 35
минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по З5 минут каждый,
в январе-мае - по 4 урока по 45 минут каждый.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом - 8 недель. Для обучающихся в I
классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким,
чтобы затраты времени на его выполнение не превышало (в
астрономических часах): в 2-3 классах - 1,5 часа, в 4-5 классах - 2 часа, в
6-8 классах - 2,5 часа, в 9-10 классах - до 3,5 часа (СанПиН) 2.4.2.2821.10, п. 10.30).
Федеральные, региональные государственные органы, а также
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный
график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении предельно (максимально) допустимой недельной нагрузки
обучающихся,
но
учитывается
при
определении
объемов
финансирования,
направляемых
на
реализацию
основной
образовательной программы.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по
годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также
их суммирования в течение учебного года.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут
использоваться возможности специализированных лагерей, тематических
лагерных смен, летних школ.
Третий час учебного предмета «Физическая культура» необходимо
использовать на увеличение двигательной активности и развитие

физических качеств обучающихся, внедрение современных систем
физического воспитания.
При организации, планировании и проведении уроков физической
культуры, с учетом внедрения третьего часа, образовательным
организациям не рекомендуется:
сдваивать уроки физической культуры;
заменять уроки физической культуры другими формами занятий, в
частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными
мероприятиями («Спортивный час», «Час здоровья» и др.);
планировать проведение уроков физической культуры в форме
аудиторных занятий.
При учебных занятиях по «Русскому языку» в школах с родным
(нерусским) языком обучения, «Родному языку» в школах с русским
(неродным) языком обучения, «Иностранному языку» (2-11 классы),
«Технологии» (5-11 классы), «Физической культуре» (10-11 классы), а также по
«Информатике и ИКТ», «Физике» и «Химии» (во время проведения
практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в
городских образовательных организациях при наполняемости 25 и более
человек, в сельских - 20 и более человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на
группы классов с меньшей наполняемостью.

Начальное общее образование
Базисный учебный план начального общего образования обеспечивает
реализацию
требований
Федерального
государственного
образовательного Стандарта, определяет общий объем нагрузки и
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных, над предметных и мета предметных
направлений внеурочной деятельности по классам (по годам обучения).
Базисный учебный план начального общего образования состоит из
двух частей:
обязательной (инвариантной) и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования в состав обязательных
учебных предметов включены: «Математика», «Русский язык»,
«Иностранный язык», «Литературное чтение на русском языке»,
«Литературное чтение на родном языке», «Окружающий мир», «Основы
религиозных культур и светской этики», «Музыка», «Изобразительное
искусство», «Технология», «Физическая культура».
Учебный план начального общего образования обеспечивает
возможность обучения на государственном языке Российской Федерации
и на родном (нерусском) языке из числа языков ^народов Дагестана, а
также возможность изучения родных языков народов Дагестана, и

устанавливает количество часов, отводимых на изучение учебных
предметов по классам (годам) обучения. В варианте учебного плана № 2
для школ с русским (неродным) языком обучения за русским языком
сохранено то количество часов, которое указано на этот предмет в
базисном учебном плане Российской Федерации. Что касается учебного
плана № 1 для школ с родным (нерусским) языком обучения, то в нем для
изучения русского языка выделяется в 1-4 классах на 135 часов больше,
чем в базисном учебном плане Российской Федерации.
Кроме того, рекомендуется дополнительно выделить по одному часу
на русский язык в I-IV классах школ с родным (нерусским) языком
обучения за счет регионального компонента или компонента
образовательной организации.
В школах с русским языком обучения для изучения родного языка
создаются учебные группы на национальных языках, в каждой из
которых должно быть не менее 5 учащихся одной национальности.
Учебные группы могут создаваться из параллельных классов, при этом
родной язык во всех классах должен стоять в расписании одновременно
(параллельно) одним уроком. Из учащихся разных национальностей, для
которых из-за малого количества людей в параллельных классах не могут
быть созданы учебные группы, комплектуется группа для изучения
одного из предметов: («Дагестанская литература», «Культура и традиции
народов Дагестана» или другие предмет
В связи с необходимостью предстоящей сдачи выпускниками школ в
обязательном порядке единого государственного экзамена (ЕГЭ) по
иностранному языку в II-IV классах сельских школ с родным (нерусским)
языком обучения в учебном плане №1 выделено по 2 часа в неделю на
иностранный язык.
Что касается учебного предмета «Окружающий мир», то он должен
быть изучен интегрировано и при изучении учебных предметов «Русский
язык и литературное чтение», «Родной язык и литературное чтение»,
«Культура и традиции народов Дагестана»; «Математика», «Основы
религиозных культур и светской этики», а также за счет компонента
образовательной организации.
Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, IIIV классы - 34 учебные недели. Продолжительность урока в I классе в
сентябре- декабре - по 35 минут, в январе-мае - по 45 минут каждый.
Продолжительность урока во II-IV клaccax - 45 минут каждый. Учебные
занятия проводятся в I классе по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену. В сентябре-октябре учебные занятия в I классе проводятся
по 3 урока в день, в ноябре-мае - по 4 урока в день.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом - 8 недель. Для обучающихся в I
классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким,
чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в

астрономических часах): в 2-3 классах - 1,5 часа, в 4 классе -=• 2 часа. _
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и
светской этики» состоит из шести модулей и изучается в IV классе (1 час
в неделю). Родители (законные представители) учащихся выбирают
учебный модуль для изучения их детьми. Образовательная организация
осуществляет изучение каждого модуля, выбранного учащимися и их
родителями. Если в классе выбраны для изучения два или более модулей,
то для организации образовательного процесса создаются учебные
группы вне зависимости от количества учащихся в них. Учебные группы
могут создаваться из параллельных классов, при этом ОРКСЭ должны
стоять в расписании одновременно одним уроком во всех четвертых
классах.
В соответствии с ФГОС начального общего образования основная
образовательная программа начального общего образования реализуется
образовательной организацией и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность - это деятельность образовательных
организаций, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной
системы.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и
утверждает план, формы проведения внеурочной деятельности в рамках
реализации основной образовательной программы начального общего
образования.
План внеурочной деятельности образовательной организации
определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем
внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального
общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом
интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности (духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной
деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей) и реализуется посредством
различных форм организации, таких как экскурсии, кружки, олимпиады,
конкурсы, диспуты, соревнования, поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.,
проводимые в формах, отличных от урочных.
При
организации
внеурочной
деятельности
обучающихся
образовательной организацией могут использоваться возможности
учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других
организаций, особенно в период каникул.
Рекомендуется не менее 2-х часов в I-IV классах и не менее 1 часа
внеурочной деятельности использовать на изучение родного (нерусского)
языка и литературы в формах, отличных от классно урочной (кружки,
театральные студии, краеведческая работа, олимпиады, ' научные
исследования) и т.п.

В связи с отсутствием финансирования в I-IV классах предусмотрена
оплата только 7 часов внеурочной деятельности, однако при наличии
финансовых
возможностей
в
муниципальных
образовательных
организациях количество часов внеурочной деятельности может быть
доведено до 10 часов в неделю.
При проведении занятий по русскому языку разрешается деление
классов на две группы в сельских школах с родным (нерусским) языком
обучения при исполняемое класса 20 и более учащихся. по родному языку
в шкодах с русским (неродным) языком обучения - при наполняемое! И
класса 25 и более учащихся. При проведении зашипи по иностранному,
языку во П-1\ классах осуществляется деление класса на две группы при
наполняемое in 25 и более учащихся в юродах. 20 и более учащихся в селе.

Часы, отведенные в I-IV классах на преподавание учебных предметов
«Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология» (1 час в неделю), по
решению образовательной организации могут быть использованы для
преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное
искусство и художественный труд».

з
Учебный план с родным (нерусским) языком обучения (вариант 1) для
I-IV классов образовательных организаций Республики Дагестан,
реализующих программы начального общего образования на 2017/2018
учебный год
Предметные
области

Предметы ^

Русский язык и
литературное
чтение
Родной язык и
литературное
чтение
Иностранный
язык
Математика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий
мир)
Основы духовнонравственной
культуры народов
России
Искусство

Русский язык

Физическая
культура

Количество часов в неделю
I
II
III
IV

Всего

Классы

Литературное чтение
Родной язык
Литературное чтение

5

4

5

3

17

2'

2
3

2
3

8

3

2
3

12

2

2

2

2

8

2

2

2

6

4

4
2

4
2

16
6

1

1

1

1
4
5

Иностранный язык
Математика
Окружающий мир (человек,
природа, общество)

4

2
}

Культура и традиции народов
Дагестана
Основы религиозных культур И
светской этики
Музыка
Изобразительное искусство +
технология
Физическая культура

ИТОГО:
Национально-региональный компонент и
компонент образовательной организации
ИТОГО:
Предельно допустимая аудиторная
недельная учебная нагрузка при 6дневной учебной неделе
(Требования СанПиН)
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная
деятельность и др.)
Всего к финансированию:

4)

1
1•

1

1

1

2

1

1

3

3

3

3

21

25

25

25

1

1

1

1
21

1
26

1
26

26

1

2

2

2

22

28

28

28

12
96

99

106

II. Основное общее образование
Учебный план для 5-7 классов составлен в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования
и примерной программой основного общего образования и рассчитан на 35
учебных недель в год.
Учебный план определяет минимальный объем аудиторной недельной
учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебные предметы, курсы и
направления внеурочной деятельности по неделям и годам.
Учебный план основного общего образования представлен в двух
вариантах:
учебный план для школ с родным (нерусским) языком обучения;
учебный план для школ с русским (неродным) языком обучения.
В обоих типах школ языком обучения служит русский язык, а родной
язык изучается как предмет.
Каждый из этих учебных планов состоит из двух частей: обязательной
(инвариантной) части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, включающей внеурочную деятельность.
В инвариантной (обязательной) части учебного плана определено
количество учебных часов на изучение обязательных учебных предметов
федерального компонента государственного Образовательного стандарта и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам обучения).
В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных
отношений, входят учебные предметы, обеспечивающие реализацию интересов
и потребностей обучающихся, их родителей, педагогического коллектива
образовательной организации.
При проведении учебных занятий по учебным предметам «Иностранный
язык» (V-VII классы), «Технология» (V-VII классы), а также «Информатика и
ИКТ», «Физика» и «Химия» (во время проведения практических занятий)
осуществляется деление классов на две группы:
в
городских
образовательных организациях - при наполняемости 25 и более человек, в
сельских - 20 и более человек.
Деление классов на две группы также разрешается при проведении
занятий по русскому языку (V-VII классы) в школах с родным (нерусским)
языком обучения при наполняемости класса 20 и более учащихся, по родному
языку в школах с русским (неродным) языком обучения (V-VII классы) - 25 и
более человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на
группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим
учебным предметам.
В классах с русским языком обучения для изучения родного языка
создаются учебные группы на национальных языках, в каждой из которых

должно быть не менее 5 учащихся. Учебные группы могут создаваться из
параллельных классов, при этом родной язык во всех классах должен быть
указан в расписании одновременно одним уроком. Из учащихся разных
национальностей, для которых из-за малого количества в параллельных
классах не могут быть созданы учебные группы, комплектуется группа для
изучения во время уроков родного языка одного из предметов этнокультурного
образования: «Дагестанская литература», «Культура и традиции народов
Дагестана» и др.
В системе общего образования для 8-9 классов общеобразовательных
школ продолжают действовать приказы Министерства образования РФ от 5
марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования» и от 9 марта 2004 года
№1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы
общего образования» ФБУП.
Федеральный базисный учебный план для VIII-IX классов разработан на
основе ФК ГОС 2004 года и является основой для разработки региональных,
национально-региональных
учебных
планов
и
учебных
планов
образовательных организаций, продолжающих работать по стандартам первого
поколения (2004г.).
Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные
технологии» (ИКТ), направленный на обеспечение всеобщей компьютерной
грамотности, изучается в качестве самостоятельного учебного предмета
федерального компонента по 1 часу в неделю в 8 классе, и в 9 классе - по 2 часа
в неделю.
Учебный предмет «Обществознание» является интегрированным курсом,
построен по модульному принципу и включает содержательные разделы:
«Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика»,
«Экономика» и «Право».
Учебный предмет «География»» в 8-9 классах изучается интегрированным
курсом с «Географией Дагестана» в объеме 17,5 часов (в 9 классе).
Часы учебного предмета «Технология» в 9 классе используется с учетом
возможностей образовательной организации и потребностей региона для
организации пред профильной подготовки обучающихся.
Часть традиционного содержания учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности», связанная с правовыми аспектами военной
службы, перенесена в учебный предмет «Обществознание».
Учебный предмет «Природоведение» (5 класс) по решению
образовательной организации может изучаться и в 6 классе (2 часа в неделю) за
счет объединения часов, отведенных на изучение учебных предметов
«География (1 час в неделю) и «Биология»;(1 час в неделю).
В 9 классе часы по национально-региональному компоненту и
компоненту образовательной организации рекомендуется отводить на
организацию пред профильной подготовки обучающихся.

Учебный план с родным (нерусским) языком обучения (вариант 1)
для V-VII классов образовательных организаций Республики
Дагестан, реализующих программы основного общего образования,
на 2017/2018 учебный год
Предметы
Классы

Филология
Родной язык и
родная литература
Иностранный язык
Математика
Общественно
научные предметы
Естественно
научные предметы
Искусство

Физическая
культура и ОБЖ
Технология

Русский язык
Русская литература
Родной язык
Родная литература
Иностранный язык
Математика
История
Обществознание (включая
экономику и право)
География
Биология
Физика
Музыка
Изобразительное искусство +
Труд
Физическая культура

Технология
ИТОГО:
Национально-региональный компонент и
компонент образовательной организации
ИТОГО:
Предельно допустимая
32
аудиторная учебная нагрузка при
6-дневной учебной неделе
(требования СанПиН)

Количество часов в неделю
V
5
5
2
2
5
2

VI
4
4
2
2
-3
5
2

,1
«1

VII
4
3
2
2

.3

5
2
1

1
1

2
2
2

1

1

1

1

1

1

3

3

3

1
31

2
32

1
34

1

1

1

1

1
33

1
35

З

Учебный план с родным (нерусским) языком обучения (вариант 1) для
образовательных организаций Республики Дагестан, реализующих
программы основного общего образования, на 2017/2018 учебный год
Предметы ^'
Классы

Филология

Русский язык
Русская литература
Родной язык
Родной язык и
родная литература
Родная литература
Иностранный язык Иностранный язык
Математика и
Математика
информатика
Информатика и ИКТ
История
ОбщественноОбществознание (включая экономику и
научные предметы
право)
История Дагестана
Культура и традиции народов 1
Дагестана
География
География Дагестана
Биология
ЕстественноФизика
научные предметы
Химия
Искусство
Музыка
Физическая культура
Физическая
культура и ОБЖ
ОБЖ
ИТОГО:
Национально-региональный компонент и компонент
образовательной организации
ИТОГО:

Количество часов в неделю
VIII
3
3
2
2
3
5
1
2
1
i

IX
3
3
2
2
3
5
2
2
1

0,5
0,5

1

2

2/1
0/1
2
2
2

2
2
2
1
3
1
36

36
Предельно допустимая аудиторная
учебная нагрузка при 6-дневной
учебной неделе (требования СанПиН)

1 Учебный предмет «География Дагестана» изучается во втором
семестре IX класса в объеме 17,5 часов при изучении учебного
предмета «География».

1

3
36

36

111.Среднее общее образование
Среднее общее образование - это завершающая ступень общего
образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и
социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и
гражданскому самоопределению. Эффективное достижение этих целей
возможно при введении профессионального обучения, которое является
системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших
классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию
обучения и социализацию обучающихся.
Принципы построения учебного плана для 10-11 классов основаны на идее
двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента
государственного стандарта общего образования. Это позволяет обучающимся
изучать учебные предметы либо на базовом, либо на профильном уровне.
Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов,
каждая образовательная организация получает широкие возможности
организации одного или нескольких профилей, а обучающийся - выбора
профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и
составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Базовые общеобразовательные учебные предметы - это учебные
предметы федерального компонента, направленные на завершение
общеобразовательной подготовки обучающихся.
Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами
являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика»,
«История», «Физическая культура», а также интегрированные учебные
предметы
«Обществознание»
(включая
экономику
и
право)
и
«Естествознание».
Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - это учебные
предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие
специализацию каждого конкретного профиля обучения.
При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух
учебных предметов на профильном уровне.
В случае, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература»,
«Иностранный язык», «История», «Физическая культура» входящие в
инвариантную часть учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на
базовом уровне эти предметы не изучаются.
Так, «Химия», «Физика», «Биология» являются профильными учебными
предметами в естественнонаучном профиле: «Литература», «Русский язык»,
«Иностранный язык» - в филологическом профиле; «Обществознание»,
«Право», «Экономика» и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.
На ступени среднего общего образования в национально-региональный
компонент входят: «История Дагестана», «Культура и традиции народов

Дагестана», «Родной язык» (по одному часу в неделю), «Дагестанская
литература» (два часа в неделю).
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по
выбору учащихся из компонента образовательной организации. Элективные
учебные предметы выполняют три основные функции:
1)
являются «надстройки» профильного учебного предмета, когда такой
дополнительный профильный учебный предмет становится в полной мере
углубленным;
2)
развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что
позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном
уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого
государственного экзамена по выбранному предмету;
3)
способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных
областях деятельности человека.
При разработке учебного плана образовательной организации, класса,
группы отдельного профиля обучения необходимо:
1.
Включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом
уровне (инвариантная часть федерального компонента).
2.
Выбрать не менее двух учебных предметов на профильном уровне из
вариативной части федерального компонента, которые будут определять
направление специализации образования в данном профиле.
3.
Добавить к ним набор обязательных учебных предметов (инвариантная
часть) на базовом уровне. Шли выбранный учебный предмет на профильном
уровне совпадает с одним из обязательных предметов, то последний
исключается из состава инвариантной части.
4.
Подсчитать суммарное число часов на изучение учебных предметов,
выбранных в пп.1 и 2. Если полученное число часов меньше времени (31 час в
неделю), предусмотренного на федеральный компонент, то можно дополнить
состав учебного плана профиля еще каким-либо предметом на базовом или
профильном уровне (из вариативной части).
5.
После этого вновь подсчитать суммарное число часов на изучение
выбранных предметов и сравнить их с максимально допустимым объемом
федерального компонента. Если полученное число часов менее 30, то следует
вернуться к п.З, если равно, то следует перейти к формированию компонента
образовательной организации. В том случае, если суммарное число часов
превысит допустимую норму (30 часов), то следует исключить из
формируемого учебного плана профиля один из учебных предметов, вошедших
в него в соответствии с п.З.
6.
Завершив формирование федерального компонента в учебном плане
профиля, следует дополнить план национально-региональным компонентом и
компонентом образовательной организации.
Организация профильного обучения в 10-11 классах должна проходить в
предельно допустимой учебной нагрузке.

При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык»,
«Технология», «Физическая культура», «Информатика и ИКТ», а также
«Естествознание», «Физика», «Химия» (во время проведения практических
занятий) и элективных курсов в 10-11 классах осуществляется деление классов
на две группы: в городских образовательных организациях - при
наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек. Деление
классов на две группы разрешается при проведении занятий по русскому языку
в 10-11 классах сельских школ при наполняемости 20 и более учащихся.
Для общеобразовательных организациях, в которых не созданы условия
для профильного обучения, предлагается Примерный учебный план
универсального (непрофильного) обучения.
В связи с тем, что в малокомплектных школах трудно решаются вопросы
дифференциации обучения, особенно в X-XI классах, где практически нет
возможности открыть несколько классов с углубленным изучением различных
предметов, предлагается организовать по две профильные группы: с
гуманитарной и естественно-математической направленностью. При этом
максимальная учебная нагрузка на одного учащегося X и XI классов составляет
32 часа в неделю, из них 26 часов отводится на совместное (всем классом)
изучение выбранных предметов двумя группами и по 6 часов на каждый
профиль. В том случае, если выбраны два профиля, например, гуманитарный
профиль - 26 часов на общее изучение предметов и 6 часов на профи ш,
математический профиль - 26 часов на общее изучение предметов и 6 часов на
профиль, то общее финансирование этих профильных классов (X и XI классы)
составит 26 часов + 6 часов + 6 часов = 38 часов в неделю в каждом классе.

Учебный план для 10-11 классов образовательных организаций
Республики Дагестан в условиях введения профильного обучения на
2017/2018 учебный год

Русский язык

Федеральный компонент
Обязательные учебные предметы на базовом уровне
Учебные предметы
Количество часов
10 класс
11 класс
2
2

Литература
3
3
Родной язык
1
1
Дагестанская литература
2
2
История Дагестана
1
1
Культура и традиции народов Дагестана
1
1
Иностранный язык
3
3
Математика
4
4
История
2
2
Обществознание (включая экономику и право)
2
2
Естествознание
1
1
Физическая культура
3
3
ОБЖ
1
1
Учебные предметы по выбору f на базовом и профильном уровнях
Учебные предметы
Базовыйуровень
Профильный уровень
10 класс 11 класс
10 класс
11 класс
Русский язык
3
3
1
1
Литература
5
5
Иностранный язык
6
6
Математика
6
6
История
4
4
4
4
Физическая культура
Обществоведение
3
3
1
1
Экономика
0,5
0,5
2
2
Право
0,5
0,5
2
2
Г еография
3
3
1
1
Физика
5
5
1
1
Химия
3
3
1
1
Биология
3
3
1
1
Информатика и ИКТ
4
4
1
1
Искусство (МХК)
2
2
Технология
4
4
1
1
ОБЖ
1
1
2
2
Компонент образовательного учреждения
1
1
2
2
37
37
37
37
Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 6-дневной учебной неделе
-

-

-

-

Учебный план для 10-11 классов образовательных организаций
универсального (непрофильного) обучения Республики Дагестан на
2017/2018 учебный год
Учебные предметы

Число недельных учебных
часов
Базовые учебные предметы
10 класс
11 класс
Русский язык
2
2
Русская литература
3
3
Родной язык
1
1
Дагестанская (родная) литература
2
2
Иностранный язык
3
3
Математика
4
4
Информатика
1
1
История
2
2
Обществознание (включая экономику и право)
2
2
Физика
2
2
Химия
1
1
Биология
1
1
Физическая культура • *
3
3
Г еография
Технология
ОБЖ
Итого:
Национально-региональный компонент
История Дагестана
Культура и традиции народов Дагестана
Итого:
Компонент образовательной организации
Элективные учебные предметы
Учебные предметы, предлагаемые образовательными
оргайизациями, учебные практики, проекты,
исследовательская деятельность
Итого:

1
1
1
30

1
1
1
30

1
1
2

1
1
2

5

5

37

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(928) 297-30-97, +7(928) 053-64-50

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».